Министерство внутренних дел выявило Госзакупки по-прежнему остаются лакомым кусочком для мошенников.
Нарушения при закупках во ФСИН привлекли В Москве проводится доследственная проверка по факту нарушений,
Участники тендеров выберут «Лидера Наилучшим способом уменьшения коррупции в сфере закупочной
+7(495) 755-19-66 +7(8412) 59-44-25 Заказать звонок Задать вопрос

Статьи

Несостоявшийся или неудачный тендер и его последствия

Несостоявшийся или неудачный тендер и его последствия

Процедура проведения тендера

Все это приводит к соревнованиям, а у всех соревнований должны быть свои правила:

Итак, процедура проведения тендера выглядит следующим образом. Фирма-заказчик объявляет о предстоящем конкурсе. Далее организации заинтересованные в данном конкурсе приобретают тендерную документацию, в которой подробно описаны условия участия в конкурсе, а именно, там представлен проект контракта, который по результатам проведения торгов должен быть заключен с победителем. Таким образом, участники, изъявившие желание участвовать в тендере, обычно обязаны внести залог (который возвращается в случае проигрыша) или предоставить банковскую гарантию. Далее участникам, изъявившим желание принять участие в конкурсе предоставляется   определенный срок для подготовки своих предложений. Затем специальная комиссия созданная  заказчиком  рассматривает все представленные проекты с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации, и выбирает победителя.

Отметим, процедура проведения тендера, а, следовательно, и его результаты, могут быть оспорены в суде. Суды, при рассмотрении таких дел, проверяют, соответствовали ли тендерные торги законодательству, а именно статьям 447 – 449 Гражданского кодекса. Например, конкурс, в котором участвовало одно лицо, признают несостоявшимся.

Строительные тендеры

Некоторые тендеры имеют свои особенности. Например, при проведении строительных тендеров используется Положение о подрядных торгах в РФ, утвержденное распоряжением Госкомимущества Российской Федерации и Госстроя Российской Федерации от 13 апреля 1993 г. № 660-р/18-7.

Законодательство и тендер

Произошли некоторые изменения в налоговом учете:

Если раньше в случае удачного исхода, т. е  если тендер выигран и контракт заключен, можно учесть понесенные затраты при расчете базы по налогу на прибыль. Например, расходы на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги будут соответствовать подпунктам 14 и 15 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. А тендерный сбор, который напрямую не поименован в кодексе, подпадает под понятие прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

На сегодняшний день ситуация иная, если вы проиграли тендер. Во-первых, вы потеряли  выгодный заказ. А во-вторых, до последнего времени чиновники не разрешали учитывать при расчете базы по налогу на прибыль средства, затраченные на подготовку к проигранному тендеру.

Такая позиция, в частности, изложена в письме Минфина России от 21 января 2004 г. № 04-02-05/3/1. Там сказано, что в соответствии со статьей 252 Налогового кодекса расходами признаются любые затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. А так как расходы на участие в конкурсе, который был проигран, не привели к получению дохода, их нельзя учесть при расчете облагаемой прибыли.

Добавим, что аналогичная позиция содержится в письме Управления МНС по Московской области от 8 октября 2004 г. № 04-27/164.

Исключение составляют лишь расходы на участие в конкурсе на получение лицензии на право пользования недрами. Статьей 325 Налогового кодекса предусмотрен особый порядок отнесения расходов на участие в таком конкурсе. Согласно ему, в случае если по результатам конкурса налогоплательщик не заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (не получает лицензию), то связанные с конкурсом затраты включаются в состав прочих расходов фирмы. И эти суммы списываются, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса, равномерно в течение пяти лет.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина впервые выпустил документ, который разрешил «неудачливым» конкурсантам списывать затраты в налоговом учете (письмо от 7 ноября 2005 г. № 03-11-04/2/109).

Авторы письма учли, что тендерные торги могут предусматривать для участия в них следующие обязательные условия: представление участником конкурсного предложения, сбор за участие в конкурсе, приобретение тендерной документации, приобретение банковской гарантии или выполнение иных требований.

Исходя из этого специалисты финансового ведомства сделали следующий вывод. Расходы организации, связанные с участием в тендерных торгах, которые проиграны, можно включить состав внереализационных расходов по налогу на прибыль. При этом должно выполняться условие: затраты, которые связаны с выполнением требований организаторов торгов, не возвращаются в случае проигрыша. В частности, по словам авторов письма, к таким расходам могут быть отнесены расходы по уплате сбора за участие в конкурсе, расходы по приобретению тендерной документации, приобретению банковской гарантии. Указанные расходы, подтвержденные документами, учитываются единовременно. А в случае возврата организаторами торгов сумм, внесенных участниками за право участвовать в тендере, подобные суммы у участника включаются в состав внереализационных доходов.

Ко всему выше изложенному можно добавить, что вслед за описанным выше разъяснением Минфина появилось письмо ФНС России от 18 ноября 2005 г. № ММ-6-02/ 961, которое слово в слово повторяло указанный документ. Это обстоятельство позволяет надеяться на то, что инспекторы на местах уже осведомлены о новой позиции начальства и не будут предъявлять претензии фирмам. 


Раздел: Коммерческие тендеры
Наверх

Личный кабинет

Партнеры