Министерство внутренних дел выявило Госзакупки по-прежнему остаются лакомым кусочком для мошенников.
Нарушения при закупках во ФСИН привлекли В Москве проводится доследственная проверка по факту нарушений,
Участники тендеров выберут «Лидера Наилучшим способом уменьшения коррупции в сфере закупочной
+7(495) 755-19-66 +7(8412) 59-44-25 Заказать звонок Задать вопрос

Статьи

Механизмы работы с коммерческими тендерами

Механизмы работы с коммерческими тендерами

Запрос котировок цены

Запрос котировок цены - это способ заключения договора, при котором у нескольких поставщиков одновременно запрашиваются цены на ясно и однозначно специфицированную продукцию на определенных условиях поставки.
В мировой закупочной практике запрос котировок называется также "shopping" или "закупка с полки".
Этот способ выбирается при относительно небольших объемах закупок стандартной или серийной продукции, прежде всего товаров. Эта продукция должна иметься в наличии и для нее должен существовать сложившийся рынок. К этой категории относится некритичная для процесса производства продукция, например, канцелярские товары, моющие средства для уборки помещений предприятия, услуги по заказу билетов и т. д.
Процедура запроса котировок похожа на упрощенную процедуру закрытого или селективного тендера, описанную ниже.
Сначала Заказчик определяет перечень поставщиков (обычно не более трех-пяти), которым будет направлен запрос о ценах. Затем одновременно всем поставщикам направляются письменные запросы с просьбой сообщить цены на требуемую продукцию. В запросе должна содержаться информация о том, что включается в данную цену (расходы на транспортировку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и сборов и т. д.).
Для более эффективной коммуникации целесообразно составлять такие запросы в форме таблицы с указанием конкретного наименования товара и требуемого объема закупок.
Получив ответы от поставщиков (ценовые котировки), Заказчик осуществляет их оценку (сопоставление) и определяет выигравшего поставщика.
Каждый участник подобных закупок может предложить только одну ценовую котировку. Переговоры между Заказчиком и поставщиком при запросе котировок не проводятся.
Выбор поставщика должен осуществляться только на основании сравнения цен.
Выигравшим признается поставщик, предоставивший самую низкую ценовую котировку за продукцию, отвечающую требованиям Заказчика.
Иногда специалисты по закупкам пытаются учитывать иные параметры - сроки и условия поставки, дополнительные услуги и т. п. Однако это является методической ошибкой: для подобных случаев предусматриваются иные способы закупок, в первую очередь запрос предложений.
Если Заказчику необходимо документирование закупки, специалист отдела снабжения должен оформлять протокол запроса котировок (отчет, обоснование выбора поставщика), к которому прилагаются все котировочные заявки.
Основным достоинством способа запроса котировок является его оперативность - всю процедуру закупок можно провести за один-три дня.
Наиболее часто встречающиеся нарушения процедуры запроса котировок:
неверный выбор участников запроса: вместо лучших по цене и качеству недобросовестный закупщик может включить двух с высокими ценами и одного "своего" - со средними. На основании такого "запроса котировок" выбирается предложение, лучшее из трех, но далеко не лучшее на рынке;
подтасовка результатов: в отчет о запросе котировок включаются фиктивные или устаревшие котировочные заявки, для того чтобы на их фоне закупить у "нужного" сотруднику поставщика;
неверная база для сравнения: при запросе котировок следует сравнивать одинаковую по качеству, и
рабочим показателям продукцию, выбирая самую дешевую. Однако некоторые закупщики выбирают не по цене, а по совокупности показателей, что правильно для проведения тендера, но некорректно для запроса котировок.
Как правило, в результате запроса котировок удается достигнуть незначительного уровня экономии средств Заказчика, поэтому обычно устанавливается пороговое значение, выше которого закупка даже стандартной продукции "с полки" должна обязательно проводиться на тендерной основе.

Запрос предложений

Запрос предложений применяется, как правило, для закупки работ, услуг, а также сложных технических решений и товаров.
Этот способ используется также в тех случаях, когда Заказчику известна цель закупки, но не вполне понятны способы ее достижения, и он хочет запросить варианты решения своей проблемы у поставщика.
В запросе предложений Заказчик может ограничиться описанием ожидаемого от поставщика результата или же сформулировать общие спецификации закупаемых товаров (работ, услуг). Запрос предложений обычно состоит из следующих информационных блоков:
информация о Заказчике (наименование, адрес и т. д.);
описание потребностей в закупках, включая технические и другие параметры, которым должно соответствовать предложение;
описание требований, которым должен соответствовать поставщик;
перечень критериев, используемых для оценки предложений;
требования по оформлению и документарному составу предложения;
форма, сроки и место предоставления предложений.
После получения Заказчиком предложений целесообразно провести переговоры с поставщиками, по результатам которых возможно внесение изменений в предложения. Важно, чтобы возможность принять участие в таких переговорах была предоставлена всем поставщикам, предложения которых не были отклонены. По завершении переговоров поставщики представляют окончательные предложения, которые и подлежат сравнению.
При проведении запроса предложений участникам целесообразно направлять формы для заполнения. Дело в том, что даже если в запросе присутствует требование обязательного ответа на все поставленные вопросы, те предложения, которые поступают от поставщиков в произвольной форме, часто не отвечают на все вопросы Заказчика и поэтому трудны для сопоставления.

Конкурентные переговоры

Конкурентные переговоры проводятся после получения предложений от поставщиков.
В ходе переговоров уточняются детали предложения, интересующие покупателя, в том числе цена, сроки поставки и т. д.
По завершении переговоров поставщики делают свои окончательные предложения, из которых покупатель выбирает наилучшее.
В коммерческой практике процедура конкурентных переговоров обычно не регламентируется.
Покупатель может изучить все существующие предложения, в том числе ценовые, и провести переговоры с наиболее интересным ему продавцом. Однако, как показывает практика, максимальная экономическая эффективность достигается при проведении переговоров со всеми потенциальными поставщиками, подавшими адекватные предложения.
Этот способ целесообразно использовать при закупках любых товаров (работ, услуг), особенно в относительно больших объемах.

Закупка у одного поставщика

Закупку у единственного источника называют также прямым заключением контракта. Такой способ только в ряде случаев можно назвать конкурентным способом закупок.
Способ закупки у единственного источника должен использоваться только в том случае, когда после проведения закупки одним из конкурентных способов (запрос котировок, тендер и т. п.) приемлемых для Заказчика предложений не поступило или было установлено, что лишь один поставщик способен выполнить данный заказ.
Этот способ, как показывает практика, чаще всего применяется в следующих случаях:
монополия или отсутствие конкуренции (запатентованное оборудование без возможности равноценной замены);
превышение спроса над предложением;
пролонгация контракта, если подобная возможность или обязанность в нем изначально предусматривалась и данное сотрудничество по-прежнему целесообразно;
дополнительные закупки у первоначального поставщика, обусловленные стандартизацией оборудования или запчастей, совместимых с ранее приобретенным оборудованием, при условии того, что общая цена дополнительной закупки не превышает стоимости основной. При этом учитывается эффективность первоначальных закупок и отсутствие альтернативных вариантов;
закупка ключевых позиций у конкретного поставщика выступает в качестве гарантии выполнения контракта для подрядчика, ответственного за обеспечение процесса проектирования;
чрезвычайные обстоятельства, например при ликвидации последствий стихийных бедствий.
Недобросовестное отношение сотрудников Заказчика к своим обязанностям, в результате чего закупка не была осуществлена в срок на конкурсной основе,
основанием для закупки из единственного источника являться не должно.
Также стоит отметить, что закупка у конкретного поставщика не означает, что Заказчик автоматически должен принимать все его условия - в ходе переговоров, предшествующих заключению договора, необходимо изыскать возможность выторговать себе скидку и дополнительные услуги. Но, как показывает практика, ведя переговоры только с одним поставщиком, это бывает сделать сложно. При этом единственным козырем в руках Заказчика может быть ссылка (зачастую блеф) на наличие товаров-заменителей, т. е. иной продукции, способной удовлетворить потребность Заказчика.

Пример.
ЕСЛИ потребность Заказчика заключается в разовой доставке груза в отдаленный пункт, в который совершает рейсы только одна авиакомпания, то при проведении переговоров с поставщиком можно упомянуть о том, что по причине высокой цены на данную перевозку руководство поручило изучить альтернативные варианты доставки груза, например заказ чартера или наземный транспорт.


Раздел: Коммерческие тендеры
Наверх

Личный кабинет

Партнеры