Министерство внутренних дел выявило Госзакупки по-прежнему остаются лакомым кусочком для мошенников.
Нарушения при закупках во ФСИН привлекли В Москве проводится доследственная проверка по факту нарушений,
Участники тендеров выберут «Лидера Наилучшим способом уменьшения коррупции в сфере закупочной
+7(495) 755-19-66 +7(8412) 59-44-25 Заказать звонок Задать вопрос

Статьи

Госзакупки. Российский опыт

Госзакупки. Российский опыт

Конкурсные закупки

Конкурсные госзакупки в последнее время привлекают к себе все больше и больше внимания, однако лица, организующие конкурсные закупки сетуют на нехватку знаний и опыта при проведении конкурсной закупки. С другой стороны поставщики – участники конкурсной закупки (тендеров) жалуются на имеющее место случаи сговора при проведении закупки.

В чем отличие государственной конкурсной закупки от тендера?

Толковый словарь определяет слово «конкурс» как соревнование, имеющее целью выделить лучшие предложения, лучшие работы. Но в нормативных актах прямого определения понятия «конкурс» нет.
Из статьи 447 ГК РФ можно сделать вывод, что конкурсные закупки — это способ заключения договора путем выбора лица, предложившего лучшие условия. Тем не менее, оба определения являются общими, так как из них непонятно, в чем именно заключается данный способ закупки.
В настоящее время конкурсные закупки являются основной формой регламентированных закупок в Российской Федерации, но законодательно они обязательны только для государственных, муниципальных структур и бюджетных организаций.
Порядок их проведения регламентируется статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г.

Если вести речь о коммерческих структурах, то чаще всего используется термин тендеры, который является зарубежным аналогом российского термина конкурсные закупки.
Несмотря на то, что в последнее время понятие «тендер» активно используется, в ГК РФ такого понятия нет.
Многие предприятия при регламентации закупочной деятельности используют свое определение понятия «тендер». Очевидно, что адекватное определение этого понятия должно раскрывать суть и показывать процедуру более подробно, например, как в нижеследующей интерпретации.
Тендеры — это конкурентные закупки, представляющие собой способы заключения договора на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), при которых Заказчик (организатор тендера) заранее определяет:

•    основные характеристики и требования к поставляемому товару (выполняемой работе, оказываемой услуге);
•    основные условия будущего договора;
•    порядок организации и проведения тендера;
•    процедуру подачи и требования к тендерным предложениям;
•    порядок рассмотрения, сравнения и оценки предложений поставщиков;
•    критерии сравнения и отбора поставщиков;
•    порядок выбора победителя.

Основной целью проведения тендера является заключение договора на поставку необходимых Заказчику товаров (выполнение работ, оказание услуг) с лицом, предложившим наилучшие условия по временному, финансовому и другим критериям. При этом приемлемый для Заказчика результат достигается посредством привлечения большого числа возможных контрагентов, вследствие чего резко повышается конкуренция среди них. В обычной ситуации поставщик никогда не предложил бы таких лояльных условий и минимальных цен, как при проведении конкурентной закупки, когда не нужно убеждать потенциальных поставщиков оптимизировать свои предложения — за Заказчика это делают конкуренты.
Закупки, осуществляющееся посредством Тендеров являются самым эффективным способом закупок, который, помимо основной, достигает и иные цели:

•    уберегает Заказчика от безответственных и необоснованных предложений;
•    повышает прозрачность проведенной закупки, выбора поставщика и работы с ним;
•    уменьшает коррупцию.

Помимо этого, конкурентные закупки (тендеры) является одним из важных элементов современной бизнес-культуры, влияющим как на имидж компании, так и на ее конкретные финансовые показатели.
Конкурсные закупки классифицируются следующим образом.
Классифицировать конкурсные закупки можно по следующим критериям.

1.    По способу объявления и количеству участников:

•    открытые конкурсные закупки;
•    закрытые конкурсные закупки;
•    селективные конкурсные закупки;
•    конкурсные закупки с ограниченным участием.

2.    По процедуре отбора к участию:

•    закупки без предварительного квалификационного (пред- квалификационного) отбора;
•    закупки с предварительным квалификационным (пред- квалификационным) отбором.

3.    По возможности внесения изменений Заказчиком в конкурсные условия и требования (после обсуждения конкурсных заявок и предложений, предоставленных участниками):

•    одноэтапные закупки (переговоры и внесение изменений запрещены);
•    двухэтапные закупки (переговоры на первом этапе допускаются, изменения возможны после проведения первого этапа).

4. По применяемому законодательству:

•    конкурсы на закупки строительных работ;
•    конкурсы на закупки для государственных нужд.

Легко заметить, что в соответствии с приведенной классификацией многие конкурсные закупки являются не только пересекаемыми, но и могут подвергаться еще более детальному делению. Например, в рамках госзакупок можно выделить закупки для федеральных, региональных и муниципальных нужд, и одновременно с этим можно выделить, например, закупки строительных работ.

Открытые конкурсные закупки

Основной и самый распространенный способ закупки в государственных, муниципальных структурах и бюджетных организациях.
При проведении закупки для федеральных государственных нужд требуется опубликование извещения, в том числе в официальном издании уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Таким официальным изданием является бюллетень «Конкурсные торги».
Любой заинтересованный претендент может принять участие в открытых конкурсных закупках.
Информация о результатах, когда проводились открытые конкурсные закупки публикуется тем же способом, каким и было объявлено о них.
Упомянутое выше извещение должно содержать следующие обязательные сведения:

•    наименование и адрес организатора конкурса;
•    условия государственной закупки (сведения о виде и количестве поставляемых товаров и месте их доставки; виде работ и месте их выполнения, виде услуг и месте их указания);
•    сроки поставок товаров (работ, услуг);
•    требования к участникам открытого конкурса, установленные организатором открытой конкурсной закупки;
•    порядок и место получения конкурсной документации;
•    размер, порядок и сроки оплаты участниками открытой конкурсной закупки конкурсной документации, если такая плата установлена;
•    порядок, место и сроки подачи заявок на участие в открытой конкурсной закупке;
•    срок заключения государственного контракта.

Кроме того, при проведении закупки определенной продукции могут действовать дополнительные специальные правила. Так, например, при проведении под¬рядных торгов в дополнение к вышеперечисленным средствам массовой информации (СМИ) требуется опубликовать извещение также и в «Строительной газете», и в газете «Развитие».
Еще раз следует подчеркнуть, что все вышеперечисленные обязательные требования относятся к моментам, когда проводятся  закупки в государственных и бюджетных организациях. В случаях, когда проводятся закупки в коммерческих структурах можно использовать их как вспомогательный методический материал.

Закрытые  конкурсные закупки

При проведении закрытой конкурсной закупки приглашение к участию в СМИ не публикуется, а направляется непосредственно выбранным участникам. Таким образом, в данном виде конкурса принимают участие только специально приглашенные участники, список которых был  заранее определен Заказчиком — организатором конкурсной закупки.
Закрытые конкурсные закупки производится без публикации информации о результатах в средствах массовой информации.
Селективные конкурсные закупки
В мировой практике этот способ часто используется, когда производятся закупки консультационных услуг.
Селективный вид конкурсной закупки широко применяется на Западе, для отечественных закупок селективные конкурсы пока скорее экзотика, но столкнуться с ними можно, например, участвуя в проектах Всемирного банка.
Процедура селективной конкурсной закупки занимает промежуточное положение между открытыми и закрытыми конкурсными закупками и состоит из двух элементов:

•    сбор и селекция (отбор) заявок на участие в конкурсе;
•    конкурс среди отобранных претендентов.

При этом селекция происходит по соответствию участников указанным критериям, то есть, по сути, является пред квалификационным отбором.
Когда проводятся селективные конкурсные закупки информация о победителе в СМИ не публикуется.
Конкурсные закупки ограниченным участием
При проведении данного вида конкурса круг участников не определен, но ограничен страной, наличием специального допуска и т. п.


Раздел: Государственные тендеры
Наверх

Личный кабинет

Партнеры